История Рускеала

История Рускеала

Горный парк «Рускеала» — одна из главных достопримечательностей республики Карелия. Он расположен на международной трассе «Голубая дорога», недалеко от границы с Финляндией и пользуется большой популярностью у туристов. Только за 2022 год парк посетили более 560 тыс. человек. В этом материале расскажем об истории этого удивительного места.

Происхождение названия Рускеала

Местность, где расположено месторождение Рускеала, на протяжении истории неоднократно меняла хозяина. Она успела побывать под управлением русских, финнов и даже шведов. Именно последние нашли здесь мрамор и начали его добычу кустарными способами. Но их камень ценных пород интересовал лишь в плане возможности получения извести. После окончания Северной войны территория современного парка перешла русским. Петр I пожаловал ее князю Бутурлину, которого каменоломни не интересовали. В результаты работы по добыче мрамора были практически полностью прекращены.

Достоверно неизвестно, кто дал парку современное название. А вот разобраться, что означает Рускеала  вполне возможно. Достаточно проанализировать происхождение этого слова. По-карельски Ruskie (Руские) значит «красный». В отличие от русского языка, в карельском изначально не было связки «красный — значит красивый», а имя Руские получали рыжеволосые люди. Концовка -ла в названии парка, по версии топонимиста Ирмы Муллонен, указывает на человека, кто основал деревню, имение или проживал в нем. Таким образом, название Рускеала означает место жительства рода или семьи Рускеа.

История возникновения мраморных каменоломен в Рускеала

Мраморный карьер в Рускеала, фотография 1901 г.
Мраморный карьер в Рускеала, фотография 1901 г.

Интерес к мраморным каменоломням вернулся после вступления на престол Екатерины II. Именно в это время в Санкт-Петербурге начинается активное строительство зданий с использованием мрамора.

Найти заброшенные месторождения в 1765 году помог лютеранский пастор Самуил Алопеус. Он активно интересовался естественными науками и изучал геологию Карелии. Первыми разработками месторождений в Карелии руководил Андрей Пилюгин, которому помогали специалисты из Италии. Однако обширную добычу мрамора в Рускеале в 1769 году организовал капитан Кожин, которому помогал Алопеус и все те же итальянские специалисты.

Начиная с 1769 года в Рускеале активно добывают мрамор для строительства Исаакиевского собора. Основные работы велись на горе Белой, получившей свое название из-за цвета мрамора, составляющего ее основную структуру.

В 1770–1780-е годы мрамором из Рускеала заинтересовался Антонио Ринальди. Архитектор использовал этот уникальный материал не только для украшения Исаакиевского собора, но и при строительстве Мраморного Дворца, а также других достопримечательностей.

Граница со Швецией находилось в конце XVIII века в непосредственной близости от каменоломни. Для защиты территории на горе Конткасенмяки в 1788 году соорудили небольшую пограничную батарею. Именно ее огонь остановил финско-шведский отряд Грпенберга в мае 1789 г. при попытке прорваться к Сердоболю.

Первоначально на месторождении начали разрабатывать 5 карьеров. Добыча велась с помощью бурения и закладки пороховых зарядов. Во второй половине XVIII столетия в Рускеале добывали мрамор 4 цветов: пепельно-серый, серо-зеленый, бело-сине-серый и белый с серыми прожилками.

Расположенный вблизи каменоломен населенный пункт быстро превратился в развитый рабочий поселок. На добыче мрамора работало до 500 человек из числа местных жителей, здесь каменные глыбы обрабатывали каменотесы. Вывозили камень исключительно зимой на санях, в некоторые из которых приходилось впрягать до 80 лошадей.

Продолжилась активная разработка рускеальского месторождения и в первую половину XIX века. Здесь добывали мрамор для строительства Казанского собора, нового Исаакиевского собора, Михайловского дворца.

Ближе ко второй половине XIX века мрамор стал постепенно выходить из моды. Все чаще архитекторы предпочитали использовать вместо него гранит. Это сказалось и на рускеальских каменоломнях. Они лишились крупных государственных заказов, а затем упал спрос и со стороны мастеров прикладного искусства. В итоге каменоломни и поселок рядом с ними стали потихоньку пустеть.

В 1869 году финны арендовали рускальское месторождение. В 1895 году они построили неподалеку завод по выпуску извести и мраморной крошки, а в каменоломнях начали добывать сырье для него.

После революции

Рускеальский карьер, 1939-1941 год
Рускеальский карьер, 1939-1941 год

После революции Рускеала вместе Сердобольским уездом попала в независимую Финляндию. Здесь продолжали добывать мрамор в основном для производства извести и мраморной крошки. Месторождение продолжило эксплуатировать акционерное общество «Рускеала мрамор». В 1937 году оно модернизировало известковый завод, расположенный неподалеку. В результате производительность выросла до 30–35 тонн извести в сутки.

Вид на Рускеальский мраморно-известковый завод в районе Рускеальского каньона, 1939-1941 год
Вид на Рускеальский мраморно-известковый завод в районе каньона, 1939-1941 год

АО «Рускеала мрамор» применяло комбинированный способ добычи мрамора. 3 из 6 горизонтов при этом были подземными. В результате работ размеры карьеров достигли выдающихся размеров:

  • длина — 200–450 м;
  • ширина — 50–120 м;
  • глубина — 30–60 м.

Часть подземных туннелей главного месторождения сохранилась и до наших дней в виде подземных пещер и гротов причудливой формы. В 1939 году все изменилось. С началом Советско-финской войны каменоломни были покинуты финнами и фактически оказались заброшены. В 1940 году между Финляндией и СССР был подписан мирный договор и территория Рускеала перешла под контроль Советского Союза. Новое руководство планировало восстановить добычу мрамора, но самый старый и глубокий карьер оказался затопленным. В итоге Рускеала пустовала еще целых 7 лет.

Рускеальский мраморно-известковый завод в наши дни
Рускеальский мраморно-известковый завод в наши дни

В 1947 году добыча мрамора была возобновлена. Для этого неподалеку были созданы новые выработки. До 1973 г. они использовались исключительно для добычи сырья для производства извести, мраморной крошки и щебня.

С 1973 по 1985 г. в Рускеале вновь велась добыча облицовочного мрамора. Тогда же на месторождение было закуплено итальянское оборудование и на нем появился «Итальянский» карьер. Рускеальский мрамор активно использовали при отделке различных строений, например, в Санкт-Петербурге он применялся при строительстве станций метро «Приморская» и «Ладожская».

В 1985 году фактически завершилась история мраморного каньона Рускеала как источника промышленного сырья. Специалисты указали на высокую вероятность обрушения породы на месторождении. В результате действующий карьер закрыли. Добыча камня при этом продолжалась, но в крайне ограниченном объеме.

Создание горного парка и наши дни

Итальянский карьер в горном парке Рускеала, где раньше добывали мрамор
Итальянский карьер в горном парке Рускеала, где раньше добывали мрамор

После развала СССР в Рускеале продолжалась добыча мрамора в минимальном объеме, а в 1998 году было получено официальное заключение, что месторождение больше не пригодно для промышленной добычи камня. Тем не менее на соседнем участке «Рускеала-2» в Отраккала акционерное общество «Рускеальский мрамор» продолжало добычу, а новые владельцы заброшенного «Итальянского» карьера пытались добывать в нем блоки вплоть до начала 2000-х.

В 1999 году территорию бывших каменоломен признали культурным наследием. С этого момента она находится под охраной государства. При этом признание индустриального объекта культурным наследием для России до сих пор большая редкость.

В самом начале 2000-х годов в Карелии была разработана концепция развития туристического объекта «Мраморные ломки Рускеала». В дальнейшем именно она станет теоретической основой для создания Горного парка.

В 2001 году на территории будущего парка начались работы по расчистке территории для организации в последующем туристических маршрутов. Но активизировались они только в 2004. ООО «Колмас Карелия» профинансировало работы по благоустройству и обустройству «Главного» карьера, обустройство автостоянки, очистку от мусора самого парка и «Мраморного» озера.

В 2005 была создана первая туристическая тропа и приглашены туристы. Фактически именно с этого момента началась история горного парка Рускеала в Карелии в качестве достопримечательности региона.

Горный парк Рускеала с высоты

Первый туристический маршрут пролегает вокруг «Главного карьера». С 2013 года гостям предлагают и альтернативный вариант с посещением «Итальянского» карьера и «Рускеальского провала», образованного при взрывных работах на месторождении. А в 2017 г. запущен маршрут «Подземная Рускеала». Хотя его протяженность составляет всего около 1 км, это уникальная возможность посмотреть на штольни каменоломен и посетить подземный мраморный зал с колоннами.

В 2019 РЖД запустила уникальный туристический поезд «Рускеальский экспресс». Он позволяет гостям Карелии погрузиться в прошлое. Поезд следует под паровозной тягой от станции Сортавала до горного парка Рускеала. В его состав входят:

  • купейные вагоны;
  • вагон-ресторан в ретростиле;
  • фотокупе с интерактивной системой для моментальной фотографии;
  • вагон первого класса, стилизованный под «Николаевский экспресс».

В 2020 году в туристическом парке на железной дороге  построили поворотный круг. Это первый подобный объект в современной России. Благодаря поворотному кругу, отпала необходимость во втором паровозе, следовавшем в конце состава, а заправка состава водой и топливом существенно упростилась.

Сегодня Рускеала — один из самых популярных туристических объектов не только в Карелии, но и во всей России. Ежегодно его посещают сотни тысяч гостей и их количество увеличивается с каждым годом.

Большое внимание в парке уделяют развитию экстрим-туризма. Гостям предлагают спуститься в провал или ощутить всплеск адреналина и получить незабываемые впечатления на троллеи, пролетев на веревке 400 метров над Мраморным каньоном.

Летом в горном парке туристу предложат и более спокойные варианты отдыха. Здесь можно посетить различные анимационные программы, фестивали, лазерные шоу или просто покататься на лодках по «Мраморному озеру». Зимой парк также пользуется популярностью, в это время года вечером в нем включают специальную подсветку создается впечатление сказки, а в подземельях гостям предлагают посмотреть на уникальные ледяные фигуры и образующиеся здесь сталактиты и сталагмиты.

В последние годы на территории парка активно ведутся спелеологические исследования по исследованию подземных пещер, образующих их горных пород и экосистем. Они позволят в будущем запустить новые туристические маршруты в парке.

Краткая история Рускеала в датах и фактах

  • 1765 год — начало пробной добычи камня под руководством «каменных дел подмастерья» Андрей Пилюгин.
  • 1767 год — капитан Кожин организовал обширную добычу мрамора в карьерах Рускеала и отправку материала в Санкт-Петербург.
  • 1818—1858 года — каменные карьеры неоднократно посетил архитектор Огюст Монферран для подбора подходящей породы для строительства Исаакиевского собора.
  • 1846 год — возле каменных карьеров построен вододействующий пильный и шлифовальный завод, а также организовано производство извести из осколков.
  • 1859 год — Рускеала посетил один из самых читаемых французских писателей, мастер приключенческого романа, автор книг «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетёра» — Александр Дюма.
  • 1869 год — месторождение передано в аренду финнам.
  • 1939–1947 года — карьеры не работали.
  • 1947 год — возобновление добычи мрамора в блоках, а также в качестве сырья для производства извести, крошки и щебня.
  • конец 1970-х – 1980-е — добыча мрамора в «Итальянском» карьере по специальной технологии с использованием итальянского оборудования. Он использовался, например, при отделке станции метро «Приморская» и «Ладожская» в Санкт-Петербурге.
  • 1998 год — официально подтверждено непригодность месторождения Рускеала для добычи мрамора в промышленно объеме. Главный карьер признан объектом культурного наследия и теперь охраняется государством.
  • 1999 год — появилась первая концепция будущего туристического парка «Рускеала», главный карьер включен в маршрут для международных туристических групп «Голубая дорога», а краеведы провели первые экскурсии по территории месторождения.
  • 2001 год — на территории будущего парка начались работы по уборке и подготовке для посещения туристами.
  • 2005 год — в парк стали активно приглашать туристов, появилась первая экологическая тропа, а также гостям предложили осмотреть фрагмент штольни.
  • 2008 год — на базе горного парка стартует партнерский проект для любителей экстрима, включающего веревочный парк, тарзанку, троллей.
  • 2009 год — в парке начались работы по установке ландшафтной подсветки.
  • 2010 год — начаты исследования заброшенных штолен на территории парка.
  • 2013 год — открытие для туристов еще одного пешего маршрута, получившего название «Дорога горных мастеров». Он прошел через высшую точку «Рускеала».
  • 2015 год — в парке появилась первая галерея ледяных скульптур, где были представлены персонажи мультфильмов, гномы, рудокопы. В дальнейшем она станет частью маршрута «Подземная Рускеала».
  • апрель 2017 года — полноценный запуск маршрута «Подземная Рускеала».
  • 2017 год — проведен первый музыкальный фестиваль «Ruskeala Symphony.
  • 1 июня 2019 года — запущен ретропоезд на паровой тяге, курсирующий по маршруту со станции Сортавала до горного парка Рускеала.

 

Похожие записи